1. "Генеральный рейтинг привлекательности городской среды проживания (обитания)" - по результам деятельности за 2012

2. "Генеральный рейтинг привлекательности российских городов" - по результам деятельности за 2011

3. "Порог привлекательности городов" - по результам деятельности за 2011 год



ПОРОГ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ - 2011


В развитие ранее представленного СМИ Генерального рейтинга привлекательности российских городов 2011 Российский союз инженеров разработал и ввел новый критерий оценки возможностей городов и качества управления городами – порог привлекательности, который позволяет из общего списка городов, представленных в рейтинге, выделить те из них, которые являются наиболее привлекательными для населения и предполагаемых инвесторов. Иными словами порог привлекательности разделяет рейтинг на две части – более привлекательные и менее привлекательные города.

Для данного рейтинга порог привлекательности равен 13,15.

Все города, имеющие значение генерального индекса привлекательности выше 13,15, являются наиболее привлекательными российскими городами для населения и инвесторов.

Это города, занимающиеся места с 1 по 85 включительно. Лидер списка – Москва с коэффициентом 43,2. Список заканчивается на городе Брянск, который имеет значение 13,2.

Мурманск, Великий Новгород, Коломна и Волжский находятся на пороге привлекательности – индекс 13,1.

За порогом находится 79 городов России, начиная с Мурманска и заканчивая Новошахтинском, который имеет минимальное значение генерального индекса привлекательности равное 7,9 и находится в крайне сложном экономическом и социальном положении.

Смысл расчета порога привлекательности означает, что вероятность успеха в борьбе за новые инвестиции и поток качественной миграции у городов, находящихся в Генеральном рейтинге привлекательности российских городов выше значения 13,15, существенно больше, чем у тех городов, что находятся ниже этого порога.

Это не означает, что города ниже порога привлекательности вообще не получат новых инвестиций в свою экономику. Однако можно с уверенностью говорить, что при анализе ситуации инвесторы и физические лица предпочтут для себя города из верхней части списка. Это также можно интерпретировать следующим образом: городам, находящимся в списке с 86 по 164 место, придется приложить большие усилия для того, чтобы привлечь в свою экономику новые инвестиции и миграционные потоки, чем городам, расположенным с 1 по 85 место.

Основное правило, выведенное Российским союзом инженеров, заключается в том, что понятие привлекательность является комплексным, включающим в себя десятки важных компонентов. Российский союз инженеров детально исследовал привлекательность городов для населения, что позволяет эффективно анализировать сложившуюся ситуацию и принимать правильные управленческие решения.

В борьбе за инвестиции и приток мигрантов российским городам необходимо стремиться повысить свою привлекательность как в стратегическом плане - относительно всех городов в России, так и конкурируя с близлежащими городами.

В целях конкурентной борьбы необходимо создавать эффективный план работы и «дорожную карту». Необходимо планировать ресурсы и ставить конкретные задачи, для чего наилучшим образом подходят именно пороговые критерии. Используя Генеральный индекс привлекательности, можно максимально точно определить, что надо развивать в данный момент времени в данном городе, вложения в какие сферы принесут наибольшую отдачу. Иными словами, для того чтобы привлечь в экономику города выгодные ресурсы необходимо повысить его привлекательность, а для этого необходимо создать программу повышения привлекательности. Повысив привлекательность города до необходимого уровня можно рассчитывать на приток инвестиций и населения.

Почему мы обращаем такое пристальное внимание на население? Это исходит из нашего понимания того, что город существует для населения и должен быть, в первую очередь, привлекательным и удобным для него. В большинстве исследуемых случаев администрации городских округов существуют для чего-то другого, каких-то иных задач, неизвестных населению. Все чаще мы слышим, что тот или иной договор на обслуживание городского хозяйства поручен никому не известной фирме по завышенным ценам, работы выполнены не в полном объеме или не выполнены вовсе. О городском населении многие руководители вспоминают только в период выборов, а после ухода того или иного руководителя начинаются уголовные дела.

Именно поэтому Российский союз инженеров предлагает в написании стратегий и развитии городов руководствоваться объективными и измеримыми критериями. Индекс привлекательности позволяет определить, прилагает ли руководство города максимальные усилия для улучшения жизни населения и повышения инвестиционного потенциала города.

Порог привлекательности – это тот показатель, который позволяет вычленить из всей совокупности российских регионов и крупных и средних городов именно те, которые привлекательны для жизни населения, обладают весомым экономическим и социальным потенциалом, активно развиваются в настоящем времени.

Именно порог привлекательности показывает реальную картину развития городов как населению, так и вышестоящим властям или инвесторам. 

Понятие, определение и подходы к расчету порога привлекательности города разработала группа специалистов под руководством Первого Вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского.